Навигация

 Встать! Народный суд идет!

 Стенгазета

 Суд. Уаздан

 Новости

 Аналитика

 Геополитика

 Видео

 Аудио

 

 Правовой проект РЮО (de-en-рус)

 Зарский расстрел - для принятия Грузии в ООН

 Правовые и законные обоснования независимости РЮО

 Памятка по изгнанию осетин из Грузии и изгнанию грузин из Южной Осетии

 Прогноз к трём основным событиям полит-игр вокруг РЮО до 2014 года

 Панорама Россия-Осетия - подставы в нормах Права и Закона

 От «принципа Казика» - к «принципу Мамсура»: выборы в РЮО и интервью Медведева - Сочи-2014 и геноцид адыгов

 Проект Путина по геноциду южных осетин - разоблачение путинизма в РЮО неизбежно во всем

 

 Дополнительно

 Правила

 Добавить новость

 Последние комментарии

 Мобильная версия

 Связь с админом

Другие авторы

 Сармат Парастаев

 Даурбек Макеев

 Заурбек Цораев

Руслан Магкаев

 Ответы

 Козел-провокатор из первого сейфа

 Пустоватые щи и мелковатые бриллианты

Ахсар Джигкаев

 Криминальное чтиво

Популярные публикации
Аккаунт
Логин
Пароль
 

Татьяна яценко почему трава зеленая. | знакомства +в ростове
 
   К какому храму ведёт осетинская дорога?
  Раздел: Макеев

Конец истекшего года имеет шансы на то, чтобы войти в историю как начало переломного периода в идеологическом развитии нашего государства. Декабрьские события в обеих столицах и других городах страны вскрыли всю пагубность и недальновидность политики игнорирования духовных аспектов жизни общества. Поэтому не может не вызывать удовлетворения то, что все чаще в выступлениях руководителей государства звучат слова о необходимости возрождения нравственных устоев общества, укрепления традиционных духовных ценностей народов страны. При этом особо подчеркивается тезис о том, что сила и устойчивость российского государства всегда обеспечивались его уникальным многонациональным характером, богатством его культурного разнообразия. Кажется, наконец-то приходит понимание того, что российскую гражданскую нацию следует представлять не иначе как единство различий, что устойчивое развитие страны должно базироваться не на унификации ее культурного пространства, а, как это ни парадоксально, на сохранении и развитии многообразия культурных форм. Для России не может быть перспективной культурная политика, которая допускает упадок национальных культур ее народов и ведет, таким образом, к их духовному опустошению и деградации. Только в своих духовных традициях народы страны могут черпать силы для гармоничного развития, только на основе заложенных в них нравственных ценностей могут формироваться новые поколения полноценных граждан.

Выбор приоритетов культурной политики, несомненно, актуален и для Осетии. При этом следует отметить, что в обсуждении вопросов культурного развития осетинского народа в последнее время произошло некоторое смещение акцентов. Как известно, еще недавно бурные дискуссии вызывали перспективы сохранения осетинского языка. Сегодня же наблюдается определенный спад интереса к этой тематике. Не потому, что эта проблема решена, а по той причине, что люди просто не могут бесконечно обсуждать вопросы, в решении которых они не видят радикальных подвижек. Сейчас на первую позицию, судя по информационным ресурсам, выходит тема религии. Причина такой смены акцентов заключается в понимании (скорее интуитивном) того, что будущее осетинской национальной культуры невозможно рассматривать в отрыве от состояния осетинской традиционной веры. И это верно, поскольку, в принципе, любая национальная культура в основе своей всегда имеет религиозный каркас. Например, французская и итальянская культуры отражают католические духовные ценности, немецкая – лютеранские, английская – протестантские. Как известно, стержнем русской национальной культуры является православная духовность. Специфику культуры арабских и других мусульманских народов определяют религиозные факторы, основанные на исламской этике. Такая же взаимосвязь, несомненно, существует между осетинской культурой и осетинской религией. Именно поэтому судьба осетинской культуры и должна увязываться с состоянием и перспективами осетинской религии.

При этом под осетинской национальной религией - сердцевиной осетинского æгъдау, идеологической основой осетинской культуры, естественно, следует понимать не православие, хотя, как известно, часть осетин считается христианами и среди них есть определенная доля воцерковленных верующих. Очевидно, что таковой не является и ислам, исповедуемый еще одной частью осетин. Ядро осетинской национальной культуры составляет исконная религиозная система, хранящая идеи и ритуалы собственной оригинальной религиозной традиции, общей для всего осетинского народа. Неслучайно, по результатам социологического опроса, проведенного автором этих строк в 2002 году, адептами православия признают себя только 24%, а ислама – 8,5% осетин, в то время как 60% осетин считают себя приверженцами традиционной веры. К последней цифре следует добавить и 4,5% осетин–христиан и мусульман, которые исповедуют наряду с мировыми религиями и традиционную осетинскую веру. Показательно, что 64,8% осетин считает, что именно ее и следует развивать в осетинской среде республики. Поддерживает это мнение и 10,3% русских, из которых 3% сами приобщились к традиционной религии осетин, и 20,6% представителей других национальностей, проживающих в Северной Осетии.

К сожалению, недостаточная научная изученность традиционной осетинской религии (далее мы будем использовать название «Уацдин», уже начавшее закрепляться в обществе) дает основания для определенных спекуляций по поводу ее статуса и идеологии. Наличие в ней следов поверхностного христианского влияния позволяет некоторым утверждать, что это некая местная адаптация христианства, своего рода христианская секта. При этом указывается на то, что предки осетин были одним из первых народов, получивших знания о христианстве еще от Андрея Первозванного. Отмечается, что аланы приняли христианство еще в начале Х века, и многие века в Алании существовала православная епархия. Однако эти сведения требуют некоторого уточнения. Насколько христианство в Алании было устойчиво, если из тех же источников известно, что через несколько лет после появления в стране первых византийских священников, аланы изгнали их прочь? Насколько христианство у алан в средние века было общенародной, а не сословной религией феодальной знати? Затронуло ли оно своим влиянием только ритуально-обрядовую сторону или проникло в саму мировоззренческую идеологию алан-осетин?

В действительности, каким бы ни был статус христианства в Алании, это не помешало осетинам пронести через века собственную оригинальную религиозную систему. И считать это чем-то исключительным не следует. Как известно, наряду с мировыми религиями (буддизмом, христианством и исламом) существуют и национальные религии, практикуемые только у одного определенного народа. К таковым относятся, в частности, индуизм индусов, синтоизм японцев, иудаизм евреев и многие менее известные. При этом часть национальных религий монотеистична, единобожна (например, иудаизм), другие отражают языческий, многобожный характер религиозного мира (синтоизм, индуизм).

Осетинская религиозная система, несомненно, входит в этот ряд национальных религий мира, причем в ее монотеистическую группу. К сожалению, единобожность осетинской религии даже частью самих осетин не осознается в полной мере. Еще в советские времена нас убеждали в том, что наша вера – махровое язычество, и многие до сих пор продолжают так думать, а некоторые даже этим бравируют как неким показателем национальной самобытности. В действительности же, если попросить любого осетина проанализировать свои религиозные самоощущения и ответить, сколько же у него богов, ответ будет однозначным – «один». Часто в подтверждение тезиса об осетинском «язычестве» приводится ряд «богов» - Уастырджи, Уацилла, Афсати и другие религиозные персонажи. Такие аргументы могут использовать или люди, совершенно не понимающие осетинский религиозный мир, или целенаправленно стремящиеся все запутать. Каждый осетин понимает, что Бог у него один, но мир небожителей населен и другими обитателями – духами, ангелами, к которым и относятся указанные покровители отдельных сфер мироздания. Но ведь наличие сонма святых (причем даже не сверхъестественного, как у осетин, а человеческого происхождения) в христианстве или ангелов в исламе не придает этим религиям языческий характер? Точно так же присутствие в небесной сфере, в окружении единого Бога его небесных спутников ни в коей мере не ставит под сомнение монотеистический характер осетинской религиозной системы. С другой стороны, из одних псевдонаучных статей или телепередач в другие кочуют утверждения о том, что осетины-традиционалисты якобы поклоняются кустам, деревьям и другим природным объектам. Интересно было бы посмотреть на осетина, который в роще Хетага поклонялся бы каким-то кустарникам или дубам вместо того, чтобы возносить молитву Богу и Уастырджи! Иногда можно услышать и о том, что в осетинской обрядовой традиции существуют ритуалы, связанные с поклонением темным силам, например, обряд «Хæйрæджыты æхсæв». Можно согласиться с тем, что в данном случае речь действительно идет о сохранении рудимента древних языческих верований предков осетин. Но разве у христианских народов нет подобных языческих пережитков? Разве русская Масленица или английский Хэллоуин не языческие праздники, сохранившиеся в недрах христианской культуры?

На самом деле, самым очевидным свидетельством монотеистичности, единобожности осетинской религиозной системы является сам феномен ее существования в XXI веке, факт ее сохранения даже после многих веков сосуществования с православием и исламом. Почему осетины, «зажатые» между двумя мировыми религиями, смогли сохранить собственную религиозную традицию? Только потому, что она стоит на том же уровне развития религиозного миропонимания, что и ислам, и православие, т.е. она тоже монотеистична, единобожна. Языческие религии уступают свое место христианству или исламу потому, что последние дают более полные, более системные ответы на вопросы о мире, о Боге, о самом человеке. Религия же осетин устояла, поскольку была самодостаточна в собственном монотеизме, ее пришлые конкуренты не могли дать осетинскому народу ничего принципиально нового в религиозном познании мира.

Еще один аспект дискуссии – вопрос о действительной оригинальности Уацдина. Насколько правы утверждения о том, что осетинская религия – смесь языческих, христианских и исламских мотивов? Очевидно, что, как и любая культурная форма, долгое время находящаяся в контакте с другими культурами, осетинская религия несет определенные черты влияния, в частности, христианства. Оно проявляется, например, в именах некоторых осетинских святых – Уастырджи/Уасгерги (Уас «святой» + Джерджи/Герги «Георгий»), Уацилла (Уац «святой» + Илия), Мыккалгабыр (Михаил и Гавриил), Фалвара (Флор и Лавр) и др. Праздники этих осетинских святых также приходятся на периоды православного календаря, соответствующие событиям в жизни «параллельных» христианских святых. Но что из православия заимствовано в самой идеологии, в самой сути религиозной системы осетин? Нет никаких сомнений в том, что сколько-нибудь заметного влияния христианства не прослеживается не только в глубинных слоях, в общей идеологии Уацдина, но даже на уровне внутренних образов отдельных религиозных персонажей.

В этой связи показательно сопоставление осетинского Уастырджи и христианского Святого Георгия. Эта тема получила широкий общественный резонанс совсем недавно, после того, как в Осетию были доставлены частицы мощей православного святого. В телевизионных и радиопередачах сообщалось о том, что на землю Осетии привезены «мощи Уастырджи», причем не только на осетинском языке, что можно было бы объяснить механическим смешением имен осетинского святого и православного змееборца. Даже в русских текстах речь шла именно о «мощах Уастырджи». При этом подчеркивалось особое значение доставки мощей Святого Георгия именно в Осетию, «где издавна почитают этого святого», а также выражалось удовлетворение тем, что случилось это в знаменательный период, в праздник Уастырджи! Подобное освещение этого события выявило всю глубину религиозной дезориентированности не только рядового обывателя, но и части интеллигенции и даже православного клира. В действительности, издавна почитаемый в Осетии Уастырджи, покровитель воинов, путников, обездоленных людей и в целом осетинского народа – исконный персонаж оригинальной осетинской религии, небожитель, посредник между Богом и людьми. Уастырджи не имеет ничего общего, кроме заимствованного и видоизмененного имени, с реальным римским полководцем, жившим в IV веке н.э., колесованным за свою веру в Христа и возведенным христианами в ранг святого великомученика. Не Святому Георгию, а Уастырджи поклонялись предки осетин испокон века, еще тогда, когда у него было совсем другое имя и, возможно, несколько иные, чем сегодня, функции. Именно к Уастырджи, а не к Святому Георгию обращаются осетины в своих молитвах и сегодня. Вообще, было бы правильно, если бы осетины перестали по привычке, усвоенной в прежние времена, переводить имя Уастырджи на русский язык как «Святой Георгий», а при упоминании христианского Святого Георгия на осетинском языке взяли бы за привычку не смешивать его с Уастырджи, а называть, например, «Сыгъдæг Георги».

Однако своеобразие осетинских религиозных представлений не исчерпывается особенностями отдельных персонажей. Оригинальность Уацдина глубже и принципиальнее. Приведем лишь одно из его концептуальных отличий. Как известно, определяющей идеей, смыслом аврамических религий (иудаизма, христианства, ислама) является вера в спасение человеческой души. Именно этой фундаментальной цели должна быть подчинена вся бренная жизнь верующего: праведная (в иудейском, христианском или исламском смыслах) земная жизнь человека открывает его душе врата рая для жизни вечной и блаженной. Осетинская вера радикально отличается этой базовой идеей. В осетинских религиозных представлениях рая просто не существует. Мир делится на три сферы - небесное пространство Бога и его свиты, земной мир людей и подземную страну мертвых. Страна мертвых – вот единственная точка назначения, куда отправляется человек после смерти, независимо от того, праведник он или грешник. Да, каждому там воздается по заслугам, но райских кущей не уготовано никому. Загробная жизнь не лучше, не привлекательнее земной, осетин туда никогда не стремится. Подлинная жизнь у осетина - только в мире живых. В сумрачном царстве теней ему неуютно, он с удовольствием вернулся бы в мир людей. Неслучайно, в одном из сюжетов «Нарты кадджытæ» рассказывается о том, что, когда Сослан спускается в царство мертвых, чтобы вывести оттуда свою жену Бурдухан, он получает совет перековать подковы своего коня задом наперед, дабы запутать мертвых и они не вышли вслед за ним в мир живых.

Да, осетин не стремится в страну мертвых, однако он и не боится туда отправляться, над ним не довлеет идея Божьего суда - там, в загробной жизни. Осетин страшится другого - совершить что-то, что еще при его жизни будет расценено как «худинаг», сделать что-то постыдное в нарушение установленных Богом нравственных законов. При этом наказание за грех для него не носит отложенного (в потусторонний мир) характера. Праведность его поступков оценивается Богом и людьми уже в мире живых, и он верит, что наказание настигнет его здесь и сейчас, превращая в ад его единственно подлинную, т.е. земную жизнь. И искупление греха осетин находит не в молитве и не в исповеди. Только добрые дела дают ему шанс снять со своей души и своего имени груз греха, тяжесть позора.

Однако вернемся к вопросу о взаимосвязи между осетинской религией и осетинской национальной культурой. Как уже отмечено, именно религиозные идеи, представления являются несущим стержнем осетинской культуры, осетинского æгъдау. Утрата этого ядра неизбежно приведет сначала к деформации, а затем к исчезновению и общекультурной традиции. Но существует ли опасность для осетинской религии? Да, и этому содействует целый ряд факторов.

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать утверждение об укреплении в последние годы позиций православия и ислама в Осетии. Со стороны Русской православной церкви развернута широкомасштабная миссионерская деятельность: создание специального миссионерского отдела в рамках северо-осетинского благочиния, инициирование и поддержка восстановления и строительства новых храмов, монастырей, открытие воскресных школ, подготовка к переводу на осетинский язык христианского богослужения, создание цикла православных передач на местном телевидении, вертолетные облеты границ Северной Осетии с образами и мощами, регулярные встречи с молодежью, общественностью, приглашение именитых иногородних клириков, открытие духовного училища и подготовка к созданию семинарии и т.д и т.п. Впрочем, миссионерство – это одно из предназначений церкви, а ее осуществление вписывается в рамки российских законов. К сожалению, не все формы этой деятельности соответствуют этическим нормам, например, когда высокопоставленный клирик заявляет о том, что в Осетию доставлены «мощи Уастырджи» или о том, что роща Уастырджи «Хетæджы къох» является православной святыней, а другой представитель благочиния в своем блоге называет осетинскую религию языческой, а Уастырджи – «языческим божком». Это не может не вызывать у осетинского населения естественную негативную реакция, которая, кстати, уже начинает приобретать формы организованного и юридически оформляемого протеста.

С другой стороны, очевидно, что в Северной Осетии усиливаются позиции и ислама, имеющего здесь традиционный ареал своего распространения. Исламские общины также восстанавливают старые и строят новые мечети, приобщают детей и молодежь к религии, готовят образованное сословие священнослужителей.

Естественно, это хорошо, что в Осетии каждый человек имеет возможность реализовать свое конституционное право на свободу вероисповедания. И если какая-то часть осетинского народа получает духовную опору, обретает нравственные ориентиры в православии, а другая часть – в исламе, это, несомненно, замечательно.

Однако не следует игнорировать и те последствия, которые такое конфессиональное разделение может иметь для осетин, родину которых одни объявляют православной канонический территорией, а другие – исламским имаратом. Ведь таким образом возникает перспектива повторения событий, имевших место в нашей собственной истории в 1919-1920 гг., когда осетины-мусульмане, объединившись с представителями соседнего исламского народа, жгли осетинские христианские села (см. роман Ахмета Цаликова «Брат на брата»). Мы помним, как совсем недавно Ливан был погружен в ад межконфессиональной войны, в которой арабы-сунниты убивали своих же братьев–шиитов, а заодно и арабов–христиан, и наоборот. Сегодня внутрирелигиозный, шиито-суннитский конфликт уносит ежедневно сотни жизней в Ираке. На наших глазах распалась Югославия, разные части которой, имеющие общее происхождение, единый язык, начали истреблять друг друга только потому, что одна часть из них исповедует Христа по католическому, а другая по православному канону, а третья верит в Аллаха. В Северной Ирландии никак не могут примириться ирландцы-католики с сородичами-протестантами. В Судане жертвами длящейся уже несколько десятилетий войны между христианами и мусульманами стали около двух миллионов человек. И примерам этим несть числа.

Какие у нас есть гарантии, что такой сценарий невозможен и в Осетии? К сожалению, никаких. При этом не надо забывать о том, что в России подобная угроза достаточно специфична и актуальна только для осетин, практически единственного в стране разделенного конфессиями народа. И эта проблема наверняка усугубится после того, как закончится эксперимент по введению в школьное образование учебного курса «Основы религиозного образования и светской этики», и осетинские дети начнут расходиться по разным аудиториям, где одним из них будут преподаваться «Основы православия», вторым – «Основы ислама», а третьих будут обучать основам светской этики. Раз уж нельзя избежать официального нарушения конституционного принципа отделения церкви от государства, то, может быть, стоит подумать над тем, чтобы все-таки у всех был выбор, и включить в этот перечень и «Основы осетинской традиционной веры»? Тем более что, если какая-то из существующих в осетинской среде религиозных систем имеет шанс стать объединяющей, общенациональной, то это именно она, и только она.

К сожалению, современные тенденции развития конфессиональной ситуации в Осетии грозят осетинскому народу не только углублением религиозного раскола, который еще недавно носил достаточно поверхностный, условный характер. При дальнейшем упадке и исчезновении нашей национальной религиозной системы неизбежно возникнет перспектива утраты идеологической основы осетинской национальной культуры. Еще раз отметим, что осетинские традиции, осетинский æгъдау немыслимы без осетинской веры. Соответственно, смена осетинами веры вызовет смену духовно-нравственных приоритетов, ценностей, т.е. смену культуры. При этом мы не должны впадать в заблуждение, которое нам предлагают некоторые наши оппоненты, что не каждая культурная традиция заслуживает почитания и сохранения. Возможно, это так. Но вряд ли кто-то из осетин согласится с тем, что это может касаться нашей культуры. Более того, мы должны отдавать себе отчет в том, что мы не в состоянии, даже если бы очень захотели, отринуть нашу религию и нашу культуру и в одночасье стать кем-то другими. Спрыгивая со своего исторического поезда, мы рискуем не заскочить на другой: в лучшем случае мы можем скатиться на обочину, а в худшем – оказаться под колесами.

Отдавая себе отчет в том, что уникальность осетинской национальной идентичности, осетинского мироощущения и мировосприятия основывается в значительной степени на своеобразии осетинской религии, мы должны воспринимать ее как объект особой защиты и опеки. В Осетии осетинская религия должна занять место, адекватное ее роли в сохранении и развитии осетинской ментальности, культуры, место, которое определяется тем, что если Осетия и является чьей-то канонической территорией, то именно осетинской традиционной веры, территорией Уацдина.

В действительности, все эти проблемы уже стали предметом непубличной, но достаточно широкой общественной дискуссии. При этом ее участники практически едины в оценке роли и сути осетинских религиозных представлений. Неважно, что одни называют Уацдин осетинской религией, другие, стремясь обособить его от мировых религий, - осетинской верой. Различия подходов проявляются в путях решения проблемы ее возрождения. По мнению одних, осетинская вера по самой своей сути, по природе своей не терпит какой-либо институционализации, т.е. целенаправленного координирования религиозных процессов. Они убеждены, что подобные действия извратят природу нашей веры, умертвят ее. В их представлении, достаточно восстанавливать осетинские святилища там, где они были раньше, и возрождать религиозные ритуалы и обряды.

Но помогут ли такие шаги воссоздать утраченные социальные условия для межпоколенной передачи и, соответственно, сохранения нашей религиозной (читай - культурной) традиции? Где и как перенимает осетинская молодежь наши религиозные обряды и ритуалы в неискаженном виде? И перенимает ли вообще? И много ли у нас еще таких старших, у которых их можно перенять? Как много среди осетин молодого и даже среднего возраста таких, кто умеет произнести молитву над тремя (или при необходимости - двумя) пирогами, не ограничиваясь парой дежурных фраз-клише, сокровенного смысла которых они и не понимают? А ведь это были не просто слова и, тем более, не тривиальные тосты. Это были молитвословия, в которых концентрировалась суть осетинской веры. Это было непосредственное, прямое общение с божественными силами, своего рода торжественный молебен. За время активной борьбы с собственной религией мы выхолостили это ее содержание, сохранив только искаженную форму. Сегодня ситуация осложняется еще и тем, что новые поколения осетин в значительной своей массе потеряли языковой доступ к содержанию своих традиций и зачастую, принимая участие в каких-то ритуалах, просто не понимают, о чем идет речь, и не могут проникнуть в сакральный смысл обряда.

Однако постепенно мы теряем и форму – сами религиозные ритуалы и обряды. А ведь духовное содержание культуры, религии усваивается не посредством нотаций или телепатическим воздействием. Участие «с младых ногтей» в обрядах и ритуалах дает возможность сначала усвоить внешнюю форму культуры, а со временем проникнуть и в ее смысл. Сегодня религиозные обрядно-ритуальные формы, оставшиеся без своего идеологического содержания, не способны существовать, они быстро деградируют и умирают. Именно поэтому осетинское застольное молитвословие - куывд (от кувын «молиться») все чаще и выливается в банальную пьянку.

Понимание того, что если мы будем равнодушно взирать на то, как погибает наша вера, и в своей агонии, подобно умирающему плоду в чреве матери, она будет убивать нас самих, определяет позицию сторонников институционального подхода. Они настаивают на необходимости координации процессов возрождения и развития осетинской религии, готовят официальную государственную регистрацию Уацдина, намерены добиваться придания ему в Осетии статуса социального института, аналогичного положению благочиния Русской православной церкви и Духовного управления мусульман. Кстати, само по себе создание термина «Уацдин» - это уже первый шаг к институционализации, поскольку осетинская традиционная религия названия как такового не имела: в этом просто не было необходимости в рамках традиционного общества. Название «Уацдин» означает «Святая вера» и состоит из известного в именах осетинских святых древнеиранского, т.е. собственно осетинского компонента «уац» (святой) и «дин» (вера, религия). В конце концов, каждый считает свою веру истинной: как известно, названия христианских течений «ортодоксия» (православие) и «католицизм» имеют схожие значения в переводе с греческого. Сторонниками институционализации осетинской традиционной веры создан Оргкомитет Северо-Осетинской общественной религиозной организации «Уацдин». В планах - издание сборника оригинальных осетинских молитв, четкое описание всех ритуалов от рождения до похорон в соответствии с исконной традицией, подготовка грамотных дзуарлагов. Самой серьезной проблемой, конечно, является подготовка дзуарлагов, способных не только последовательность ритуалов и тексты молитв рассказать, но и объяснить всем, кто в этом нуждается, их суть. Конечно, для этой роли не подходят многие из нынешних, которые настолько сами «потерялись» в межконфессиональном пространстве, что не понимают даже того, что для освящения вновь построенного святилища Уастырджи необходимо произнести над тремя пирогами молитву к Богу, а не приглашать православного священника, как это имело место в одном из наших сел.

Также планируется построить во Владикавказе осетинский кувандон современной архитектуры, но с сохранением традиционного для осетинских святилищ стиля. Это будет кувандон, куда будут привозить ребенка, когда ему исполнится годик, и возносить молитвы Всевышнему. Куда будут приводить невесту по дороге в дом жениха, вместо того, чтобы везти ее на братскую могилу, Где будут просить у Уастырджи поддержки перед тем, как отправиться в дальнюю дорогу. Где можно будет узнать у дзуарлага, какую молитву и когда надо произносить или как следует отправлять тот или иной ритуал. Где будет закладываться традиция молитвословия без алкоголя, которая потом будет постепенно переноситься в наши дома и в общественные хадзары. Где будет открыта воскресная школа для детей, чтобы обучать их всему тому о вере предков, что они уже не смогут узнать от своих переживших эпоху воинствующего атеизма старших.

Именно таким образом осетинская религия, низведенная сегодня до изуродованных форм, вновь обретет свои ритуалы и возродит священное содержание. Именно так восстановится прерванная традиция передачи будущим поколениям сакрального смысла осетинской веры, определявшей нравственные ценности наших предков.

Да, сложно. Да, трудно. А что вместо? Реалии XXI века показывают, что, как это ни парадоксально, религиозность людей только возрастает. Игнорировать место религии как духовного убежища человека в современном обществе, пренебрегать тенденциями развития религиозной ситуации - значит создавать основу для будущих политических, экономических и социальных проблем. Лучше ли созерцать со стороны, как наша искореженная в ХХ веке религия, потерявшая в результате планомерных атак на нее свое духовное содержание и низведенная в своей ритуальности до обычного застолья, убивает наш генофонд - и физически, и духовно? Хотим мы того или нет, но наша традиционная религия есть и всегда, до тех пор, пока мы будем потомками своих предков, будет с нами – и в нашей повседневной жизни, и в самых высоких формах нашей национальной культуры. Вопрос только в том, какой она будет – развивающейся и животворящей или умирающей и уничтожающей нас изнутри.
Тамерлан Камболов
доктор филологических наук, профессор

Источникскачать dle 12.0


Разместил: Даурбек Макеев | 21 января 2011 | Версия для печати | Просмотров: 8 671 | Комментариев: 8 |
#1 Написал: Алан Чочиев (21 января 2011 23:57)

Откуда:

Комментариев: 2 166

Публикаций: 225

Статус: Пользователь offline

Бонхорз всем! Ну наконец то....

поздравляю уасдановцев - похоже, разговор начинается СЕРЬЁЗНЫЙ и УЖЕ ОБО ВСЁМ!

Даур, наверно в ходе этого разговора только и может произойти то, о чем я слышал от вас всех ещё на встречах в республиканской библиотеке - НАЧНЁТСЯ И ПОНИМАНИЕ УНИКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Ир-Ас-религии... Даже и в том смысле, в каком все без исключения верования являются НА САМОМ ДЕЛЕ НАУКАМИ своих эпох, объяснявшими мир, но потом ОТСТУПАВШИМИ перед развитием науки о мире в далёкие от научных элит вне-научные массы... ...и чем дальше, тем этот разрыв между наукой новой (развитием знаний) и старой (утвердившимися в представлениях массы знаниями) увеличивался. И в итоге научное отделилось от религиозного знания вовсе.

Так вот УНИКАЛЬНОСТЬ Ир-Ас-религии (Уацдин) в том, что это едиснтвенная в мировой истории Система Монотеизма, идеологическая и философская база которой практически полностью СООТВЕТСТВУЕТ СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ о Вселенной и Месте Человека в ней!!!

И ещё один момент. Сегодня уже очевидно, что ещё до появления производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) религия выступала главным (если не единственным) средством социализации СООБЩЕСТВ: это десятое тысячелетие до нашей эры и речь идёт уже о религиозных сообщесствах из МНОГИХ ПОСЕЛЕНИЙ...

...и этот процесс БОЛЕЕ ВСЕГО отражён (из известных мне на сегодня материалов) исключительно только в Нартиаде! Это кажется НЕВЕРОЯТНЫМ, но ПОКА приходится признать, что Нартиада - это История Самого Древнего Единобожия Человечества! И при этом это ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ соответствует сегодняшним научным идеям о Вселенной, чему НИ ОДНА ДРУГАЯ религиозная система не соответствует...

Ближайший год продвинет нас ещё больше в понимании ОСОБОЙ СИСТЕМНОСТИ Нартиады...
  Зарегистрирован: 2.06.2008
#2 Написал: хдд (22 января 2011 02:05)

Откуда: Владкавказ

Комментариев: 2 120

Публикаций: 128

Статус: Пользователь offline

Достоинство статьи не только актуальность темы, но и ее доступность для читателя - что я считаю важнейшим свойством такого рода литературы, учитывая качества нынешнего осетинского читателя, все больше погружающегося в хаос религиозных идей и догм. Наша публика стала вообще формально относится к религии, чем объясняется упомянутый случай приглашения православного священника для освящения святилища.

К сожалению, традиционная вера имеет ограниченый круг адептов, способных вести проблемные дискуссии, без чего задача системного разваития национальной веры и его социальной адаптации ("создание социального института") проблематична. Боюсь, что и в сей раз дискуссии не будет. Хотелось бы без крайнего вольнодумствта и отсебятины, которые свойственны нынешним осетинским разговорам о смыслах веры. Такие вольности характерны именно для осетинской веры, потому как другие религиозные системы канонизированы, имеют сформированную идеологию, сторго соблюдаемые ритуалы. К тому же во всех религиях наставники имеют устойчивость в риторике (обучение в духовных академиях). Тогда как осетинские дзуарлаги обходятся механическим совершением ритуалов, часто не разбираясь в сакральных значениях их.

Но одно из главных достоинств осетинской молитвы: досупный и практический смысл, что по сути спасает осетинскую веру и обрядовость. И естственная форма религиозного поведения. Потому в ней традиционно мало морализаторства и формальных поучений. Это облегчает широкое участие в ритуалах всего нселения, обеспечивая вере долговечность. Традиционная релгозность у осетин потому столь мощная, что каждый легко и естественно справляет свое желание общения со святыми и с Господом (слава Его Имени!)! Что исходит из естесвенных глубин осетинского психотипа. Осетинскую веру не превратили в академическую "науку" (теорию-догму) и в этом ее сила и ественственность. Потому развитие не должно происходит в ущерб этой "народности", доступности и понятности "молитвы-общения" с Богом и святыми!


Для развития темы было бы интерсно услышать, кто имеет взляд на значение (семантика) имен ниже приведенных осетинских святых:
" – Уастырджи/Уасгерги (Уас «святой» + Джерджи/Герги «Георгий»), Уацилла (Уац «святой» + Илия), Мыккалгабыр (Михаил и Гавриил), Фалвара (Флор и Лавр)"

Цит. авт.: "что можно было бы объяснить механическим смешением имен осетинского святого и православного змееборца".
Кто имеет объяснение явлению: православный святой-змееборец"? Что означает это змееборство?

Цит.авт.: " при упоминании христианского Святого Георгия на осетинском языке взяли бы за привычку не смешивать его с Уастырджи, а называть, например, «Сыгъдг Георги»".
Надо учесть, что слово "сыгъдаег" в значении чистый, святой восходит к зороастризму, где чистым-"сыгъдаег" считалось все, что очищено огнем. Спорно связывать святость православного святого с ритуалами огнепоклонников-осетин-зороастрийцев. (Огнепоклоннчество - как отношение осетин к святости огня-очага совершенно извращено в религиоведческой литературе).

Цит. авт.: "включить в этот перечень и «Основы осетинской традиционной веры»? Тем более что, если какая-то из существующих в осетинской среде религиозных систем имеет шанс стать объединяющей, общенациональной, то это именно она, и только она".
Объязательно! Надо начать разрабатывать эти "основы", с точки зрения школьного предмета.


Цит. авт.: "Также планируется построить во Владикавказе осетинский кувандон современной архитектуры, но с сохранением традиционного для осетинских святилищ стиля".
Давно пора!
Важно, помимо стиля, ахитектура с учетом системных функций. Интерсно если есть какие наметки?

Цитата: Алан Чочиев
и чем дальше, тем этот разрыв между наукой новой (развитием знаний) и старой (утвердившимися в представлениях массы знаниями) увеличивался. И в итоге научное отделилось от религиозного знания вовсе.

Уаздан Алан! Для понимания живучести осетинской веры - это главное!!! Вера у осетин - это понимание природных циклов, стихий и форма "общения" (адаптации) социума с Природой и ее таинствами! С Богом! Осетинская вера - это единственная, которая и есть собрание тысячелетних "знаний масс". Стоит посмотреть на календарь осетинских религиозных праздников - это по сути "природоведение", в т.ч. "астрология", "агрономия" ...!!!
Поздравляю уаздан с хорошей статьей.
  Зарегистрирован: 3.06.2010
#3 Написал: Алан Чочиев (22 января 2011 13:11)

Откуда:

Комментариев: 2 166

Публикаций: 225

Статус: Пользователь offline

Бонхорз уасдан-Ахсар! похоже, ваши цхинвальские начинания 1991-92 годов по осетининизации христианских кувдов преобразуются в понимание самого христианского кувда как Ир-Ас-религиозного знания в платно-оплатных приложениях "богу-богово - кесарю-кесарево" и ВООБЩЕ ПЛАТИТЕ БАБКИ...

...все, имеющие кроме спинного и головной, понимают МОЗГОМ и чуют НЕРВОМ, что священники и муллы против Уацдин НЕ только по одной и именно по этой причине - она тут кроме ЧИСТО ПОЛИТИЧЕСКИХ целей вторая - платите именно НАМ и именно ЗА ЭТО...

так что ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ становление Уацдин (как системы Веры), и Ир-Ас-амонгае (как системы ШКОЛЫ-синх-уаел) будет иметь сильное сопротивление УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ религиозных институтов И КАК ПОЛИТИЧЕСКИХ конкурентов, И ПРОСТО КАК РЫНОЧНЫХ конкурентов...
  Зарегистрирован: 2.06.2008
#4 Написал: хдд (22 января 2011 14:36)

Откуда: Владкавказ

Комментариев: 2 120

Публикаций: 128

Статус: Пользователь offline

Цитата: Алан Чочиев
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ становление Уацдин (как системы Веры), и Ир-Ас-амонгае (как системы ШКОЛЫ-синх-уаел) будет иметь сильное сопротивление УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ религиозных институтов И КАК ПОЛИТИЧЕСКИХ конкурентов, И ПРОСТО КАК РЫНОЧНЫХ конкурентов...

Увы, уже!!!
Какая разница многим нынешним "иммитаторам" кому служить, платили бы.... Да и публика (омменгаеджытае) часто подставляет свои пустые головки под любые кресты....

Богопочитание зависит от морали населения в том числе.
Помню, в детсве в великом селении НИПАРЕТ (НАФ АРЕТ), чуть глубже в ущелье от славного ОРТЕУ, в святилище (ХАЕСТАЕГ ДЗУАР) мы находили старинные монеты, но не трогали. Там до геноцида 20-го проживало до 50 домов. И никто из этого числа обитателей не трогал собственность Дзуара!
Сегодня взламывают железо-бетонные копилки, грабят любое святилище...
  Зарегистрирован: 3.06.2010
#5 Написал: мурик (22 января 2011 16:19)

Откуда:

Комментариев: 0

Публикаций: 0

Статус:

Господствовать в сфере разума значит овладеть памятью поколений, как хранилищем смыслов бытия; значит навязать выгодные алгоритмы мышления, как способности творить новое, небывалое; значит взять под контроль волю, как канал энергии того, что называется Духом.
  Зарегистрирован: --
#6 Написал: Алан Чочиев (23 января 2011 23:24)

Откуда:

Комментариев: 2 166

Публикаций: 225

Статус: Пользователь offline

Бонхорз всем!

одна - хорошая новость, одна - плохая...

ХОРОШАЯ - вот эту статью Тамерлана Камболова не приняла мамсуровская газета РСО-А, но её перекачали ВСЕ ОСЕТ-сайты!!! И теперь статью опубликует и мамсур-газета... ещё бы и койот-газета... ну да - простите...

плохая новость................... до мАрта точно, а может и дольше, у меня будет длиться безделие (диамонд - ты это знаешь, но игнорируешь.... ...по некоторым признакам врач сочла, что прыжки давления не только следствие не полного выхода из многолетнего стресса, но ещё и переутомления)...

особо отмечаю: полит-лекции читать НЕ БУДУ - всё на сайте и с этим ВСЁ!!!

по науке - это да, но тут есть главное условие и его я не говорил публично, однако вы вынуждаете... дело в том, что все мои 12 научных книг имеют один заложенный сплошной изъян кроме последней (она на иратта-ком) - в них практически сохранены все заблуждения видных авторов ДО меня - ибо те вещи, которые уже лет десять НАДО ОТМЕТАТЬ из нартологии как НЕподтверждающиеся, мной в них оставлены и добавлены мои собственные заблуждения (ну как без них живому человеку - одна из брошюрок была даже задумана как спекулятивный вызов в критику, но осет-учёные и её не заметили)... сперва я сохранял их от НЕжелания портить себе докторскую защиту (Алекси Робакидзе требовал - пока не станешь доктором учитывай всех авторов - потом отсеешь), потом - от отсутствия доступа к необходимым изданиям (даже в Москву - головные институты - съездить стало проблемой)...

теперь я - в Германии............ я почти уверен, что если Наглеру и мне не рухнет на голову "меркель-ангела" переодетым чёртом с котомкой недугов - мы сможем управиться до конца года...
какие лекции - уасдан-адаем??? где на это взять время??? я же сказал - с уасдан-Ахсаром и Дауром есть договорённость выставлять какие-то части нашего с Наглером исследования - это намного интереснее...

могу даже надеяться на определённые материалы ДНК-генеалогий (они уже есть в инете - наберите термины: гаплогруппа, или - аллель, читайте) и то, что можно будет выявить по социализациям отдельных сообществ определённых археологических культур в этногруппы и их сообщества в ракурсах Нартиады, можно будет показать и как лекции, и выставлять как тексты - и последнее ценнее...

хаерзбон
  Зарегистрирован: 2.06.2008
#7 Написал: Alana (26 января 2011 00:11)

Откуда:

Комментариев: 0

Публикаций: 0

Статус:

С большим уважением отношусь к Тамерлану Камболову. Умница. Блестящий специалист по романским языкам, долгое время живший и работавший в Европе, Тамерлан уделяет возрождению осетинского языка гораздо больше внимания, чем те, кому это положено-осетинские филологи. Статья интересная, слог отличный. Оговорюсь, не разделяю религиозные убеждения приверженцев Уацдин, несмотря на давние дружеские, почти родственные отношения с некоторыми из них.(Могут время от времени погладить по голове, дескать, не достигла еще определенного уровня духовного роста smile. У Камболова интересная идея, но ее осуществление представляется проблематичным. Опрос, о котором он говорил, проводился в Северной Осетии. В ЮО несколько иные цифры. 70% считают себя православными, 20%-адептами Уацдин,10%-атеисты. Мусульман не видели со времен последнего нашествия турков, несколько осетин канонизированы Грузинской Церковью:приняли мученическую смерть за Веру. Вот только смущают меня эти цифры опросов... В России православными себя считает 80%, в ЮО-70%. Видимо, "считают" и "являются"-разные понятия. Несовместима ужасающая деградация и россиян и нас с Верой. Простите, но не только 70% или тем паче- 80%, но 30% истинных православных способны построить гармоничное общество. Как и 68% представителей Уацдин. Боюсь, эти самые 68% считают себя адептами Уацдин только на основании знания ритуала застолья. В какой последовательности за какого покровителя поднимать тост. winked Наследие Белых Жрецов исчезло давным-давно. Подлинных носителей той культуры на сегодняшний момент можно пересчитать на пальцах. Как он собирается обучать Дзуары лаегты? no Боюсь, еще получится еще одна опереточная постановка, как с "Ныхас".
  Зарегистрирован: --
#8 Написал: хдд (26 января 2011 16:36)

Откуда: Владкавказ

Комментариев: 2 120

Публикаций: 128

Статус: Пользователь offline

Цитата: Alana
Боюсь, еще получится еще одна опереточная постановка, как с "Ныхас".

Алана, даже не сомневайся! Ныхас работал у древних, когда народ мог себе отвечать на вопрос: Зачем нам Ныхас? То есть видел пользу для жизни.
Позже на юге тоже был ответ, зачем южанам Адамон Ныхас.
Поока угроза нацизма была реальной и народ понимал свою роль и задачи - АН работал. Затем пошла привычная мура и ныхас в самом деле стал "оперой", где все партии стали исполнять дипломированные идиоты....
То же - с Уацдин! Кто овтетит: ачем он осетинам? Спасти что? Построить чего? Понять кого?
Все и без того знают, что надо спасти язык, гъдау, традиции.... И спасают! "Спасают" таким убедительным образом, что скоро этот язык окончательно "спасется" привычным в нынешней осетии образом - в небесах! Там где от нас-осетинцев "спасаются" все иные достйные явления и люди... (Рухсаг!)wink
  Зарегистрирован: 3.06.2010
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Алан Чочиев

 Ответы

 Бег-днями

 Проект РЮО - уже понимают

 Скачать

Леонид Кочиев

 Рубрика Леонида Кочиева

История одного города

 Документалистика

 Фактология событий

 Персоналии

 Финпотоки РФ

 Строители РЮО

 Объекты

Последние комментарии
  • ирон 22.02.2019
    «Это ведь тебя уволил Бибилов? ... (38)
    ирон-фото
    Удивительно никчемное правительство в РЮО. Как Бекоев может проводить совещание- человек без образования и опыта работы? Ильич, такая кадровая политика отталкивает народ и любое положительно начинание воспринимается как обман.
  • Руслан Магкаев 21.02.2019
    Борьба профсоюза транспортнико ... (34)
    Руслан Магкаев-фото
    Что я никак не могу понять, так где это, на какой свалке истории глава республики Битаров набрал себе окружение. Вот читаю сегодня \"Северную Осетию\". Там статья называется: \"Строим дороги. Канатные.\" На фото к ней министр Бутов сидит и разглагольствует делово с неким Александром Козловским директором фирмы СКАДО (г.Самара), как они понастроят в Осетии канатных дорог, вот только какой-то душевно больной им сейчас, подождать только немного надо, денег из Москвы подвезет (под Битарова, с его управляемыми им из-за кулис судьями, нормальный коммерсант, дураку ясно, и гроша в Осетию не даст).
    \"Ну, - себе я думаю, - не может быть, чтобы с нашим прощелыгой Бутовым, кто не мутный из коммерсантов разговаривать взялся. Дай ко проверю, что это за великая канатостроительная фирма СКАДО во главе с директором Козловским?\"
    Заглядываю в Интернет, оказывается господин Козловский Александр Евгеньевич, был директором в двух фирмах СКАДО в Самаре, одна из них была ЗАО, а другая ООО. Так ЗАО закрылось 10.11.14 года, а ООО, - 22.12.16 года. А больше в Самаре никаких СКАДО нет. Вот так вот не скучно и живем, - министр Бутов лапшу на уши вешает главе республики, уважаемому господину Битарову, а уважаемый господин Битаров вешает ее еще более уважаемому премьер- министру РФ господину Медведеву на всяких там Сочинских инвестиционных форумах. 
  • Артур 20.02.2019
    «Это ведь тебя уволил Бибилов? ... (38)
    Артур-фото
    Сдох котёнок - срать не будет!

    Надо быть полным идиотом, чтобы дать взятку Дебилу и Наташке Гассиевой за легализацию \"Рогов и копыт\" в РЮО.

    laughing

    Торговля дипломами и лимитами в россиийские ВУЗы давно поставлена в РЮО на поток. Вся криминальная цепочка от Вадимки Тедеева, Наташки Гассиевой до придурка Толяна Дебилова стрижёт купоны с этого бизнеса, а тут появился такой туповатый конкурент!

    sweat_smile


  • Туко 20.02.2019
    «Это ведь тебя уволил Бибилов? ... (38)
    Туко-фото
    Куда пропал аферист и мошенник Димка Котов?
  • Артур 19.02.2019
    «Это ведь тебя уволил Бибилов? ... (38)
    Артур-фото


    Не бином Ньютона.

    Тбетский придурок все никак не нажрётся ворованным.

    Кроме того, прогрузинский клан санакоевых лижет жопу не тем грызунам, которых обслуживает Дебилов.
  • Руслан Магкаев 19.02.2019
    Борьба профсоюза транспортнико ... (34)
    Руслан Магкаев-фото
    Сего дня вызывают меня в следственный комитет, в огромное здание на Пушкинской улице сверху донизу набитое непонятно чем занятым народом. Я им неоднократно писал доказательно по поводу многосотмиллионного казнокрадства, которое развели у нас в республике начальнички в сфере регулярных перевозок пассажиров. Они там обычно неспешно ждут месяц, а потом рисуют тебе отписочку: пошел ты, мол, к черту, не мешай нам тут наслаждаться жизнью.
    На этот раз дело у них до меня оказывается сверхсрочным и архиважным. Тамошний следователь фамилией Гобозов, говорит мне, что написал к ним на меня телегу Председатель Арбитражного суда, Джиоев Зелим Павлович, оскорбляется что я пересказал  (пост 28) на сайте, что думают и говорят о нем, о судье Коптевой, о их Арбитражном суде и о министре Бутове водители-предприниматели.
    А дело здесь вот в чем, ладно бы судья Коптева приняла решение в пользу коррупцонеров и уклонистов от налоговых платежей и против них, водителей-предпринимателей-налогоплательщиков. На это бы они сильно не обиделись, привыкли уже у нас в Осетии к этим начальничьим трюкам. Все равно, никто из маршрутчиков никакие кривые решения никаких кривых судов выполнять не собирается. А у наших коррупционеров-начальничков нет никаких средств принудить их к этому без применения пулеметов Нацгвардии, на что им разрешения, Президент России, глубокоуважаемый В.В Путин, может и не дать.
    Но когда судья Коптева, на заявление Макаева Р.П. о том что сторона ответчика фирма ООО \"АлРус\" сфальсифицировала представленные суду документы, на глазах водителей-предпринимателей угрожает ему уголовной расправой, за дачу суду ложных показаний, и требует с него расписки, в том что он готов понести ответственность за это. Когда судья заявляет, что суд не может продолжаться дальше, пока этот вопрос не будет расследован и сторона ответчика вместе со свидетелями не будет опрошена на суде. Когда судья выносит важный процессуальный документ, Определение Суда, где предписана обязательная явка ответчика и свидетелей - сотрудников ответчика, с целью их опроса на предмет фальсификации документов. А потом от ответчика, фирмы ООО \"АлРус\", приходит в суд бумага в которой написано, что им там угрожают при исполнении ими своих трудовых обязанностей, - преступные элементы требуют, чтобы они не участвовали в процессе, - вследствие этого они не могут являться на суд. Тогда, по Административному регламенту Арбитражного суда РФ, судья Коптева немедленно должна была сообщить Председателю суда, Джиоеву З.П., о том, что у нее появились данные, что ходу процесса мешают некие преступные элементы, пусть он предпримет все меры, чтобы найти и наказать их и обеспечит суду возможность проводить заседания в соответствии с принимаемыми Определениями Суда.
    Не знаю, сообщала ли судья Коптева, о преступном вмешательстве в процесс преступных элементов господину Джиоеву, возможно и нет, но факт остается фактом, на следующем заседании она уже передумала, - плюнув на самой же ею вынесенное Определение, ни свидетели уже ей не нужны были, ни представители ответчика, фирмы ООО \"АлРус\", не было ею вынесено и никакого заключения по факту фальсификации документов со стороны этого ответчика. Хотя бумага о моей уголовной ответственности, за то, что я, якобы, мог опорочить этих святых людей, неплательщиков налогов из фирмы ООО \"АлРус\", так и осталась в деле. Вот эти вот вихляния судьи и отсутствие реакции со стороны господина Джиоева на вмешательство в процесс преступных элементов, больше всего и взбесили присутствующих на суде водителей-предпринимателей. Оттого они и одаривали и ту, и другого крепким словцом в возбужденном разговоре, выйдя из здания суда, словцом, которое я предал огласке на сайте Уаздан. 
    Я говорил им, водителям-предпринимателям, там, что Джиоев, Председатель суда, возможно не при чем, что он не знает о вмешательстве в процесс неких бандитов, что судья Коптева по каким-то своим соображениям, возможно ничего ему об этом не сообщила. Но они на это, как нередко это бывает в разговорах среди граждан, особенно, если эти граждане осетины по национальности, заявляли типа: \"Как это он не знает? Все это одна начальничья воровская шайка-лейка. Ворон ворону глаз не клюет.\"
    Следователю Гобозову я сказал, уже уйдя от него, по мобильнику, что готов убедить парней, водителей-предпринимателей, извиниться перед председателем суда, Джиоевым З.П., за оскорбительные для честного человека слова и, если это необходимо готов извиниться я и сам, но это только если он покажет нам что ответственно относится к своим должностным обязанностям, вмененным ему Административным регламентом Арбитражного суда и проведет все требуемые от него мероприятия по факту вмешательства в наш процесс преступных элементов. Сейчас я и сам пытаюсь написать к нему обращение об этом. Из этого похода к следователю Гобозову, я сделал заключение, что сайт Уаздан, Председатель суда, уважаемый Джиоев, читает со всем внимание, поэтому сообщаю лично для него.
    Уважаемый Зелим Павлович, если это Вас заинтересует, то обращение фирмы ООО \"АлРус\" о том, что на ее сотрудников в связи с судебным процессом, под председательством судьи Коптевой, происходили нападения, в материалах дела.





  • Туко 19.02.2019
    «Это ведь тебя уволил Бибилов? ... (38)
    Туко-фото
    Тбетский идиот вновь на арене с очередой порцией дебильных обещаний.

    heart_eyes

  • ded 19.02.2019
    «Это ведь тебя уволил Бибилов? ... (38)
    ded-фото
    Я думал ОН абсолютный неуч, а оказалось, что ОН специалист в сфере \"ФИНАНСЫ и КРЕДИТ\", а так же и \"БАНКОВСКОЕ ДЕЛО\", видать изучал в подворотнях Рязани, учась прыжкам с парашютом.
    ХОТЯ, и это ПОД ВОПРОСОМ:
    Пара-ШУТ Корошо, а бабульки луЧе!!!
  • Артур 19.02.2019
    «Это ведь тебя уволил Бибилов? ... (38)
    Артур-фото
    Ударим спиртным и наркотиками по бездорожью и разгильдяйству!

    Вор, сектант и проститутка Мутант Ванеев продолжает околачивать груши в СМИ и Фб, не работая, как, впрочем, и сам тбетский идиот. 

    laughing

    Обращает внимание тот факт, что тбетский придурок бибилов прекратил тяффффкать со своими \"избирателями\" в соцсетях поле того, как гришка абаев откровенно и при народно послал его на х*й. 

    Пьёт и дурь глотает! ВЭчнИ отпуск.
  • Туко 19.02.2019
    «Это ведь тебя уволил Бибилов? ... (38)
    Туко-фото
    \"Борьба\" Дебилова с многостаночниками закончилась победой многостаночников, так же, как и \"борьба\" с коррупцией, хионизмом и так далее...

    Комиссия пересчитала совместителей

    Февраль 18, 2019 г. Мурат Гукемухов

    1800 совместителей – это колоссальная для Южной Осетии цифра.
     
    Комиссия по выявлению лиц, совмещающих две и более должности работников бюджетной сферы, выявила 1800 совместителей. Об этом сообщило информагентство «Рес» со ссылкой не председателя комиссии, государственного советника президента Южной Осетии Константина Пухаева.
    Совмещение – это еще громко сказано. Сам термин предполагает какие-то труды на каждой из должностей. Здесь же в большинстве случае совмещение формальное, и все сводится к получению дополнительной заплаты. Это такой бонус, которым чиновники наделяют себя, своих родственников, друзей, любовниц.
    Из того, что на памяти: в Ленингорском районе был в свое время заместитель начальника РОВД, который числился еще и учителем физкультуры в селении Балаани, что в 35 километрах от поселка. Или, как рассказывают ленингорцы, начальник районного отдела образования по совместительству числился еще учителем танцев и директором школы в Цинагаре, что почти в сорока километрах от райцентра.

    Понятно, что весь этот праздник жизни происходит на глазах у жителей республики, где безработица остается одной из главных проблем, говорит югоосетинский блогер Алан Парастаев:
    «Это на самом деле проблема. Не только в плане отношения безработных к совместителям, но и в плане качества выполняемой работы. Не редкость, когда в сфере медицины или образования люди трудятся в нескольких местах, и из-за слишком большой нагрузки они уже не успевают качественно выполнять свою работу. На то и существует трудовой кодекс, что там рассчитано, сколько часов и на какой работе человек может работать, не причиняя вред себе и не подвергая риску окружающих. Присутствует здесь и социальный аспект. Совместители вызывают недовольство не только у безработных. Люди видят: кто-то трудится на тяжелых работах за небольшую зарплату, а кто-то бегает из кабинета в кабинет и получает колоссальную по местным меркам зарплаты. Народу это неприятно, тем более когда совмещают государственные должности».
    Неслучайно одним из первых обещаний Анатолия Бибилова на посту президента было навести порядок в сфере занятости – забрать ставки у совместителей и трудоустроить безработных, в первую очередь молодежь. Вскоре после этого была создана специальная рабочая группа, а не комиссия, как говорилось в югоосетинских СМИ, которая и занялась выявлением совместителей. При этом, как подчеркивал тогда президент Бибилов, речь не шла о неквалифицированном и низкооплачиваемом труде. Один из участников этой рабочей группы – начальник Управления по внутренней политике при президенте РЮО, юрист Мурат Ванеев:
    «Когда мы говорим про совместителей, мы должны обратиться к закону. Закон говорит, что совместительство возможно и разрешено только в свободное от основной работы время. На этом, в принципе, можно поставить точку.
    – Что значит в свободное от работы время?
    – У тебя основная работа? Там есть график, допустим, с девяти до восемнадцати часов. В это время ты обязан быть на работе, потому что зарплата у нас в основном почасовая. За рамками этого графика, пожалуйста, иди работай».
    Мурат Ванеев подчеркивает: не надо путать совместительство с внутренним совмещением. Последнее в югоосетинских условиях неизбежно. Например, в той же медицине, испытывающей дефицит кадров, вполне допустимо совмещать работу хирурга и травматолога, но не травматолога, юриста больницы и водителя скорой помощи. Но и внутреннее совместительство, по словам Мурата Ванеева, должно укладываться в требования трудового законодательства – никто не вправе перегружать человека, подвергать опасности его здоровье. То есть, подчеркивает Ванеев, все должно быть в рамках закона и здравого смысла.
    1800 совместителей – это колоссальная для республики цифра. Если даже предположить самый скромный расклад – занятость на не более чем двух должностях, то уже получается 900 освободившихся вакансий с зарплатой в 12-15 тысяч рублей. Это по сметным меркам зарплата госслужащих среднего звена.
Поиск по сайту
Архив
Февраль 2019 (15)
Январь 2019 (17)
Декабрь 2018 (22)
Ноябрь 2018 (20)
Октябрь 2018 (18)
Сентябрь 2018 (13)
Онлайн
Всего на сайте: 37
Пользователей: 1
Гостей: 36
Котаев
Реклама
Статистика

Человек на сайте:

© 2008-2019 uasdan.com